
В австралийском журнале «Soundstage» (15 October 2021, https://soundstageaustralia.com/index.php/reviews) опубликован обзор акустических систем Bowers & Wilkins 801 D4. Автор статьи Edgar Kramer подробно описывает изменения, внесенные в конструкцию и дизайн колонок, а также результаты нескольких недель прослушивания, и приходит к следующим выводам:
Оценивая то, что имеет 801 D4, можно сказать, что она предлагает вам «на блюде» целый банкет технических богатств, который при таких размерах и ценовом диапазоне (и даже выше него) является настоящим вызовом для конкурентов. Да, при таком уровне инвестиций, как у 801 D4, на рынке имеется много, очень много акустических систем. Однако лишь несколько продуктов высшего эшелона предлагают столько же с точки зрения исследований, разработок и инжиниринга, а здесь все это - в сочетании с долгой историей компании Bowers & Wilkins, обогащенной архивом легендарных конструкций.
По моему мнению, эта топовая модель Серии D4 является образцом в каноне серий 800. Да, 801 D4 на сегодняшний день является самым лучшим флагманом, созданным Bowers & Wilkins.

«Выпуск новой и более совершенной флагманской Серии 800 от Bowers & Wilkins всегда является событием и во многих отношениях имеет важное значение для отрасли в целом. Все без исключения линейки 800 являются образцовыми в исполнении и, бесспорно, представляют собой мотивирующий вызов для всех конкурентов – от мелких кустарных производителей, до конкурирующих крупных глобальных корпораций. При этом в чистом выигрыше оказываются потребители, которые в конечном счете извлекают выгоду из динамично развивающейся отрасли с широким выбором продуктов и высоким качеством конструирования».

Волшебная пуля
«По целому ряду причин я не смог в свое время протестировать столь почитаемую модель 800 D3 в моей собственной комнате для прослушивания. Однако в декабре 2018 года мне прислали 803 D3, которая произвела на меня большое впечатление (обзор - review here). Конечно, после этого я слушал 800 D3 бесчисленное количество раз на выставках и в демонстрационных залах дилеров по всему миру, причем с разной степенью успеха. Но даже в неблагоприятных условиях, когда некоторые аспекты звучания, возможно, не достигали полного потенциала в силу обстоятельств, 800 D3 всегда говорила с нами на языке, который сразу и неизменно узнаваем в Серии 800. Это такой «голос», который отличается выразительной четкостью, тщательной детализацией и разрешением, мощным басом и впечатляющими динамическими контрастами».
«Основываясь на этих многих, многих встречах, я могу сказать, что 801 D4 обладает четким и неопровержимым улучшением многих из этих характерных достоинств. То, что вас сразу поражает при первом прослушивании - это мощный и глубокий басовый регистр, который буквально "прыгает" с быстрой переходной атакой. Он быстрее и собраннее, чем у 800 D3. Это также супер-нюансированные басы с более богатыми тональными оттенками. Но самая большая разница, на мой взгляд, заключается в том, как ведет себя твитер, вероятно, в результате усовершенствований его магнитной системы, удлиненного массивного корпуса и системы механической развязки. Теперь это более приятный по звучанию твитер, который более плавно интегрируется с СЧ-динамиком без ущерба для общей детальности.
«Предыдущие 800 D3 часто могли становиться чуть более «подчеркнутыми» (etched) на верхних средних и высоких частотах при воспроизведении менее качественных записей и/или с использованием электроники с выпяченным вперед звучанием. Но теперь этого нет. «Верхи» у 801 D4 подвижны, тонально правильны, сбалансированы и хорошо интегрированы, но при этом они никак не похожи на «увядающие фиалки». Если, например, в записи присутствуют преувеличенные высокие частоты или налицо чрезмерная компрессия, 801 D4 выдаст их без предрассудков или ущерба. Таким образом, совершенно очевидно – и понятно – почему такая известная студия звукозаписи, как Abbey Road, будет использовать эти супер-откровенные колонки в качестве ключевой части своей основной системы мониторинга (мне сказали, что недавно она получила партию 801 D4). Это колонки, показывающие саму суть и говорящие то, что есть на самом деле (tell-it-like-it-is speakers)».
«Колокольчики, металлический реквизит и ударные инструменты во вступлении и средней части “Nihavent” на компакт-диске Jöel Grare " Paris, Istanbul, Shangai" звучали так чисто и аутентично, как будто они были в комнате (я пытался избежать этого клише, но, увы). Щипки и удары китайской скрипки Guo Gan звучали динамично, с правильной атакой и щедрым предложением деталей лука и струн».
«В песне Patricia Barber “Shall We Dance” из ее последнего альбома «Clique!» на сервисе Tidal есть резвая басовая партия, которая двигает вперед этот мягкий трек в стиле изи-джаз. Вам непременно захочется щелкнуть пальцем а-ля Синатра, когда вы будете слушать эту композицию через 801 D4. То же самое можно сказать и для стартового альбома “This Town”, где как акустический бас, так и короткое барабанное соло азартно вторят с полным ритмическим совершенством. Вокал Barber чистый и красиво расположен в центре сцены и немного впереди плоскости колонок. На самом деле, 801 D4 отражает мнение многих о том, что средние частоты у 800 D3 немного были задвинуты назад по сравнению с верхами и низами. Так что, теперь у 801 D4 улучшилось ощущение общей согласованности, презентация стала заметно более сбалансированной и уравновешенной».
«Мне понравилась динамичная мощь по всей полосе частот этих замечательных акустических систем. Я обнаружил, что постоянно удивляюсь (иногда даже, на самом деле, встряхиваюсь) при вспышках ударов по малым барабанам и грому большого… тем, что доставляет истинное удовольствие в сочетании с роком, блюзом и джазом. Пару раз я был поражен шедевром, которым является “The End” группы «The Doors» (с альбома «The Doors – The 50th Anniversary Deluxe Edition), где спорадические удары тамтама ближе к концу трека (когда альтер-эго Джима Моррисона посещает свою семью, чтобы совершить подлые поступки) прыгают вперед с ошеломляющей силой. Это буквальное динамическое свидетельство того, что драйверы 801 D4 имеют почти нулевые ограничения, кроме тех, что налагаются механикой архитектуры драйверов (и возможностями усилителей). Имейте в виду, что упомянутая архитектура находится на самом переднем крае конструкции драйверов».

«Сотрудничество Iggy Pop с королем клавишных Dr Lonnie Smith в последнем треке Breathe “Sunshine Superman” стало примером того’ каким должно быть взаимодействие высокого уровня динамичности с деликатностью. Барабаны и бас в этом альбоме великолепно записаны. Барабанные акценты, опять же, скачут на полную катушку, в то время как лежащие в основе басовые ноты гудят и мурлычут. Клавишник Smith движется над мелодиями с безукоризненной точностью. Почти разговорный, глубокий вокал Игги - возможно, даже становящийся ниже в его преклонном возрасте – не демонстрирует нежелательной грудноватости или размазанного выхода за рамки, просто у него точная тональность, выразительность и разборчивость. Превосходно!»
«Широкие осцилляции и детальность звука губной гармоники Steve Shearer в песне “I Don’t Get It” из "The Trinity Sessions" группы The Cowboy Junkies были захватывающими. Характерный голос Margot Timmins танцевал вокруг пульсирующего басового импульса, который пробивался со всей ясностью, глубиной и телесностью. Когда инструмент Shearer вступает вновь, 801 D4 раскрывают дыхание исполнителя с отличным уровнем нюансов, когда оно проходит через язычок и гребень гармоники. Это - превосходное извлечение тонких деталей».
«Звуковая панорама была огромной во всех измерениях, что наиболее ярко проявлялось в больших оркестровых произведениях. Один из моих основных дисков - это потрясающе мощные записи фирмы Reference Recordings “Serebrier Conducts Serebrier", где зловещий "Похоронный марш" превращается в яростное крещендо горнов и барабанов (гнев скорби). Атмосфера места проведения записи наполняет всю комнату, поскольку оркестр, по-видимому, распространяется за пределы комнаты для прослушивания, а каждая инструментальная секция находится в четко разграниченном пространстве».
«Хорошо спродюсированная живая музыка из моего предпочтительного списка масштабно-записанных звуковых пространств в альбомах Гарри Белафонте, Райана Адамса (оба в культовом Карнеги-холле), Ани Дифранко, Джексона Брауна и других, оправдала мои ожидания - от широких, высоких и глубоких звуковых сцен и до обширных примет места проведения. Широта масштаба никогда не приносилась в жертву точности звукового образа, который всегда был четко сфокусированным и реалистичного размера».
«На композиции “Birds” из альбома Dominique Fils-Aimé Nameless я был поражен тем, насколько хорошо колонки представляли вокал Филс-Эме и ее певцов из группы подпевки, в том числе по сторонам от основного места прослушивания. Это напоминало Q-Звук (в данном случае, умная манипуляция фазой в отличие от суммированных моно сигналов от многих источников). Этот трюк для вечеринок не всегда выполняется на нужном уровне даже моей собственной референсной аудиосистемой с колонками Wilson Audio Alexia Series 2 и другими представителями самого топового уровня, которые я тестировал, - а 801 D4 уверенно входит в эту элитную группу».

Выводы
«Компания Bowers & Wilkins в очередной раз выпустила экстраординарную новую Серию 800. Между выпуском моделей 800 D3 и только что анонсированной линейкой 800 D4 следующего поколения прошло несколько лет. Однако инженерная команда компании, возглавляемая Иэном Хоббсом (Ian Hobbs), не бездействовала в это время. Они, очевидно, занимались оценкой каждого компонента последнего поколения и в большинстве случаев либо уточняли и/или переосмысливали их. Бионическая система подвеса центрирующей шайбы и существенная реконструкция корпуса являются наиболее очевидными, но, как видно из этого обзора, ни в коем случае не единственными примерами».
«Сумма каждой отдельной модификации плюс общие инвестиции в научные исследования принесли дивиденды. Технические усовершенствования привели к значительному повышению качества. У 801 D4 более согласован переход от динамика к динамику, пересмотренный твитер звучит приятнее и чище, диапазон средних частот улучшил ощущение присутствия и стал менее … хай-файным, в звучании больше плоти и костей. А для басовых драйверов больше всего подходит восклицание «Вау!» - для оценки их контроля басов, мощи и динамической выразительности».
«Как бы технически ни были совершенными 801 D4 в том, что касается их драйверов, платформа, на которой работают эти динамики, является наглядным уроком структурной целостности корпуса, мастерства изготовления и подгонки и отделки. 801 D4 - это чистая и роскошная красота; созданная как Rolls или Bentley но со скоростью McLaren. Опять навязшая в зубах аналогия с автомобилями? Да, но, как остроумное клише, это вполне подходящий трюизм».
«Но что же можно сказать насчет еще более дорогих АС? Что они могли бы предложить сверх существенных достоинств 801 D4? Честно говоря, не намного больше. Конечно, большие колонки с большими басовыми драйверами могут масштабировать звук еще больше, опускаться еще ниже по частоте, обеспечивать больший запас громкости. Или же они могут просто звучать по-другому, предлагая альтернативный вкусовой оттенок. Но есть ли сейчас возможность для тотальной атаки Bowers & Wilkins на самый верхний high-end?»
«Оценивая то, что имеет 801 D4, можно сказать, что она предлагает вам «на блюде» целый банкет технических богатств, который при таких размерах и ценовом диапазоне (и даже выше него) является настоящим вызовом для конкурентов. Да, на таком уровне инвестиций, как у 801 D4, на рынке имеется много, очень много акустических систем. Однако лишь несколько продуктов высшего эшелона предлагают столько же с точки зрения исследований, разработок и инжиниринга, а здесь все это в сочетании с долгой историей компании Bowers & Wilkins, обогащенной архивом легендарных конструкций.
По моему мнению, эта топовая модель Серии D4 является образцом в каноне серий 800. Да, 801 D4 на сегодняшний день является самым лучшим флагманом, созданным Bowers & Wilkins».

Рекомендуем посмотреть следующие модели: